Банки предлагают дополнительное страхование от воровства

Банки предлагают клиентам заплатить за то, что им и так положено по закону. Речь о страховании банковских карт — кредитные организации продают полисы для защиты средств на карте от воровства и мошенничества. При этом закон гарантирует возмещение денег, украденных не по вине держателя карты. Так стоит ли платить за дополнительную защиту банковской карты?

Страховка покрывает случаи, которые не прописаны в законе, рассказал «Коммерсантъ FM» директор по рискам страховой компании «Сбербанк страхование» Владимир Новиков. Однако и у такой защиты есть пределы, добавляет он: «Есть действительно федеральный закон, который обязывает банк возвращать деньги по некорректным списаниям, но есть определенное условие, что клиент должен уведомить банк о несанкционированной транзакции в течение одних суток. Когда мы говорим о страховании, то оно распространяется на все случаи, которые шире чем то, что перечислено в требованиях банком так называемая социальная инженерия. То есть если клиент каким-то образом раскрыл свой логин и пароль, то с точки зрения законодательства он уже нарушил условия пользования банковской картой и от банка уже компенсации не получит, а вот по страхованию эта компенсация предусмотрена. Также если в результате, например, хакерской атаки, клиент скомпрометировал логины, пароли, коды здесь социальная инженерия как раз работает. Плюс к этому, страхование банковских карт включает в себя покрытие, когда деньги взяты уже из банкомата: если в течение двух часов происходит грабеж клиента, здесь банк ничего не должен, но страховка здесь работает. Здесь есть свои лимиты: у нас самый массовый продающийся продукт стоит 1290 рублей на год, лимиты покрытия базово — 60 тыс. руб., максимально — 350 тыс. руб., но и страховка тогда будет стоить дороже».

Финансовый омбудсмен Павел Медведев считает, что возместить украденные с карты деньги будет крайне сложно — и наличие страхового полиса здесь не сильно поможет: «К сожалению, закон написан безобразно. Условия, которые там поставлены для возврата украденных денег, абсурдные. Вы должны в течение суток заявить, что у вас украли деньги. Спрашивается, почему суток? А если вы летите в самолете и не получаете никаких SMS о списании, соответственно, не успеваете за сутки сообщить, то тогда получается, красть у вас деньги можно? Если бандиты, например, знают, что вы поехали в аэропорт и садитесь в самолет, то что? У них руки развязаны? Теперь стандартный ответ банка на просьбы вернуть деньги тем людям, которые успели за сутки заявить, как будто под копирку пишут: при списании денег были произведены все необходимые процедуры, а, значит, гражданин нарушил что-нибудь, я в ответ пишу: скажите, пожалуйста, если бы процедуры не были проведены, вы бы списали деньги? Обижаются, не отвечают.

Страхование карты действительно может помочь в ситуациях, когда закон недостаточно защищает клиентов банка. Однако главным условием безопасности средств на счете остается внимательность и осторожность самого клиента.

Коммерсант