Как будет обеспечиваться кибербезопасность на железнодорожном транспорте нового поколения

Мощная кибератака на энергетические объекты Венесуэлы, в результате которой без света и связи остались 20 из 23 штатов страны, в очередной раз проявила важность проблемы обеспечения кибербезопасности в глобальном масштабе. К сожалению, этот инцидент — не единственный пример реализации киберугроз. Во всем мире специалисты по информационной безопасности фиксируют хакерские атаки на объекты IT-инфраструктуры крупных компаний и финансовых институтов. Так, ранее были проведены кибератаки на серверы Sony Pictures Entertainment, а также на систему Центрального банка Бангладеш. Не так давно сотрудники штаба «Агентства интернет-исследований» оказались отрезанными от глобальной сети в результате действий хакеров.

Сегодня реальность киберугроз очевидна уже в масштабе целых государств, стратегически важные объекты которых подвергаются атакам. В связи с этим проекты по цифровизации крупных инфраструктурных объектов, реализуемые российскими властями, вызывают опасения: не станут ли новые автоматизированные системы с возможностями удаленного управления легкой добычей для хакеров?

Этот вопрос особенно актуален для железных дорог, модернизация которых идет полным ходом по всем направлениям, озвученным в федеральной программе развития цифровой экономики РФ. Речь идет об анализе big data, промышленном интернете, беспроводных технологиях и нейросетях, системах распределенного реестра и технологиях дополненной реальности. Это вполне реальные проекты, в рамках которых сформированы «дорожные карты» и делаются шаги по их реализации. Например, уже разработаны проекты создания федеральной сети узкополосной связи по технологии LPWAN для сбора и обработки телематической информации, обеспечения, хранения и обработки информации в государственной единой облачной платформе, создана аппаратная инфраструктура: 18 центров обработки данных (ЦОД) по всей стране, парк серверного оборудования в составе более 7800 единиц, на базе которого построены кластеры mainframe, использующиеся во всем мире для обеспечения работы высоконагруженных систем.

Уже сейчас железнодорожная инфраструктура обретает облик будущего: создаются системы автоматического управления и их программное обеспечение, ведется подготовка операторов. Это глобальный информационно-аналитический комплекс, который будет управлять процессами пассажирских и грузовых перевозок в масштабах страны, инфраструктурой вокзалов, станций, депо, блоками тяговых подвижных составов и так далее. Даже одна мысль о том, что этот инновационный комплекс может попасть в руки хакеров, внушает панику, ведь железные дороги — реальные транспортные артерии страны.

Однако специалисты утверждают, что все под контролем. Защита от кибератак — давно сформированное направление работ, возникшее в рамках концепции цифровых железных дорог. Его развитие признано приоритетным и идет параллельно с созданием новой инфраструктуры. Безопасности интеллектуальных систем автоматического управления сегодня уделяется не меньше внимания, чем строительству новых путей и пересадочных узлов. Киберзащита реализована как на аппаратном, так и на программном уровне.

Lenta.ru