Что ждёт электронную цифровую подпись

Цифровая подпись, являющаяся полным электронным аналогом обычной подписи на бумаге, становится всё более популярной у россиян: её применяют как простые граждане, так и юридические лица при ведении документооборота. Каково состояние рынка электронной подписи в России? Как найти компромисс между бизнесом и госрегулированием при использовании нового инструмента? Об этом говорили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».

Как уйти от бумажного документооборота

Федеральный закон «Об электронной подписи» вступил в силу в апреле 2011 года, напомнила первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Документ регулирует применение двух видов электронных подписей — простой и усиленной, которая может быть неквалифицированной и квалифицированной.

Простой подписью пользуются физические лица — она удобна в применении, а главное — бесплатна. «Поэтому такая подпись стала инструментом взаимодействия физических лиц с госорганами», — отметила член Экспертного совета по вопросам использования облачных вычислений при Министерстве связи и массовых коммуникации Анастасия Лабуцкая. Так, в силу вступило постановление Правительства, согласно которому граждане получают госуслуги, используя простую электронную подпись. Документ устанавливает, что для оформления заявок на предоставление госуслуг онлайн может быть использована простая цифровая подпись.

«Что касается усиленной квалифицированной подписи, она стала основным инструментом для бизнеса — такая подпись подтверждает юридическую значимость документа», — добавила Лабуцкая.

А вот усиленная неквалифицированная электронная подпись приобрела наибольшее распространение в системах дистанционного банковского обслуживания, сообщил бизнес-партнёр по информационной безопасности ПАО «Сбербанк» Иван Янсон. «Сейчас появляется всё больше сервисов и видов электронного документооборота, которые позволяют применять квалифицированную подпись. Самый простой пример — электронный документооборот, в котором юрлица могут подписывать счета-фактуры с помощью этого инструмента. Это позволяет уйти от бумажного документооборота. Электронная подпись возникает также при кредитовании с залогами и при подаче заявлений о возврате НДС», — указал эксперт.

Цифровая подпись не просто востребована в бизнесе — она становится обязательным инструментом работы на рынке, продолжила руководитель проекта «Электронные документы — эффективная экономика» Елена Ткаченко. «Это особенно касается розничных сетей, поставщиков товаров повседневного спроса. Потому что требования по сдаче отчётности связаны с применением электронной подписи так же, как и работа с передачей фискальных данных, ЕГАИС, система маркировки и прослеживаемости, которая сейчас будет охватывать все группы товаров», — добавила Ткаченко.

Успешно применяют цифровую подпись и образовательные организации. Как рассказала доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Альбина Фатхутдинова, с момента поступления в вуз студенты оформляют универсальную карточку, которая позволяет использовать простую электронную подпись. «Карточка используется как пропуск, на неё зачисляется стипендия, благодаря ей можно пользоваться электронной библиотекой», — сказала она.

Источник: Парламентская газета